Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 14:31

МБДОУ детский сад №4с.Кандры

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая копилка.

Занятия с детьми .Эколого-психологический тренинг.
Упражнение "Волшебные дощечки"
 Цель. Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал и оборудование: на ребенка- комплект из 10 карточек размером 5 на 10 см.
С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал:
стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок,
насыпанный на клей, мелкие камешки, наклеенные на картон, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.
 Рекомендации к проведению упражнения: Детям раздается комплект карточек и
предлагается обследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и др.
Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе.
 Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях.
Представить себя на том месте, где встречает ся этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных
с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название кар точке.
Подобные упражнения проводятся и последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название,
связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка. Затем упражнение усложняется.
Воспитатель предлагает послушать не большой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы.
Дети должны подобрать карточку, которая, по их мнению, подходит к этому описанию, и объяснить свой выбор.
Более сложный вариант упражнения: ребенку предлагается выбрать карточку, похожую на туман над рекой,
 осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь и др. Ребенок должен не только объяснить свой выбор,
но и зарисовать свой выбор. Упражнение "Природный оркестр" Цель. Расширять чувственный опыт детей.
Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью
предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.
Рекомендации к проведению упражнения. Детям предлагается послушать звуки природы.
Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты,
дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт,
 организуйте "природный оркестр". Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков.
Сначала "природный оркестр" составляется произвольно. Более сложный вариант упражнения:
воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.
 Упражнение "Поздороваемся" Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость.
Способствовать развитию экологической эмпатии. Рекомендации к проведению упражнения.
Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением.
Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы за то,
" Что рвала я твою грудушку Сохою острою, разрывчатой, Что не катом укатывала,
Не гребешком чесывала,
 Рвала грудушку боронушкой тяжелою Со железными зубьями ржавыми..."
 Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы.
Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией.
Обратите внимание на мимику во время произношения.
Упражнение "Забавные танцы" Цель: Идентификация с животными и растениями.
 Стимулирование желания передавать их образы в танце.
 Рекомендации к проведению упражнения. Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или
животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок по казывает, остальным предлагается угадать, чей это образ.
Постепенно упраж нение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка,
засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе.
Танец может сопровож- даться любой музыкой.
Упражнение "На участке дождь" Цель. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится.
(Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.)
Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте.
 Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ
о своих ощущениях от имени вы бранного объекта, передавая его настроение, эмоции.
Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, н-р, скамейкой и лужей,
 капелькой и деревом, листочком и ветром.
Упражнение "Лесовичок" Цель. Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов
 взаимодействия с природой. Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.
Рекомендации к проведению упражнения. Рассказ воспитателя: "Лесовичо - хозяин леса.
Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым.
А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым".
Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка.
Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать
карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой
(веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку,
где правила природы нарушаются. Упражнение "Экологический пост" Цель. Экологизация мировоззрения,
расширение субъективного экологического пространства, коррекция способов взаимодействия с природой.
Рекомендация к проведению упражнения. Детям предлагается обойти территорию детского сада, парка,
выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Организовать деятельность
детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия. Предложить выполнить карточку-предупреждение.
 Объяснить свой выбор выразительных средств. Повесить карточку-предупреждение на место экологического поста.
 
 
Занятия с детьми .
Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину,
 рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять
 развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению;
подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.
Материал: листы размером ?, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.
Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном.
 О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку
и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко. Острые коготки, мягкие подушки;
Шёрстка пушистая, длинные усы; Мурлычет, лакает молоко; Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
Хорошо видит в темноте, песни поёт; У неё хороший слух, ходит неслышно; Умеет выгибать спинку, царапается.
Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят.
Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга?
Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти.
 А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко).
Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам,
чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру. Котёнок : (называет кличку) играет.
Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит.
Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке : лакает молоко.
Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается). Я предлагаю вам встать в круг.
Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?
" Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ. Кто изображён на картине?
Где происходит действие? Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
Что может произойти, когда вернётся хозяйка? Постарайтесь в рассказе использовать слова
и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины. Дети по очереди составляют 4-6 рассказов.
Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт.
 Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек.
На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам. Итог занятия.
 
Занятия с детьми.
 Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах.
 Организация и проведение наблюдений
 Схема анализа наблюдения 1. Организация обстановки
 (размещение объектов наблюдения, условия, созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов,
используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.
 2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и
возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация),
их действенность. 3. Приемы побуждения животного к разным способам поведения.
4. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия).
Характер и содержание ответов детей.
 5. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.
6. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).
7. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).
8. Индивидуальные проявления детей на занятиях и индивидуальный подход к ним.
9. Использование на занятиях результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
Дидактическая игра. Схема для анализа. 1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры
(какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка).
Что нового внесла игра в знания и умения детей?
 2. Ошибки и затруднения детей, их причины
 (недостаток званий, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).
3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).
Трудовая деятельность. Схема для анализа. 1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).
 3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.
4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.
5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.
6. Взаимодействие детей в процессе труда.
7. Отношение к труду (с интересом, безразличное). 8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.
9. Экологическая направленность труда детей. Подвижная игра. Схема для анализа.
1. Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)
 2. Приёмы руководства. 3. Индивидуальный подход в процессе игры. Индивидуальная работа по разделам программы.
Схема для анализа. 1. Подготовка воспитателя. 2. Организация обстановки. 3. Приёмы руководства и мотивации.
 Самостоятельные творческие игры. Схема для анализа. 1. Организация обстановки (атрибутика).
2. Содержательность и разнообразие игровых навыков. 3. Взаимодействие детей во время игры.
 4. Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, обговаривание игровых действий
 
 
Занятия с детьми Занятие по лепке в первой группе раннего возраста. Тема "Друзья для колобка".
Цель: Формировать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями.
Побуждать называть персонажей сказки. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам,
вызывать сочувствие к ним и желание помочь. Продолжать развивать интерес к лепке.
 Материал: ширма, персонажи кукольного театра к сказке "Колобок", пластилин, доски, стека, салфетки,
грузовая машина на поводке. Ход : Дети сидят перед ширмой. Воспитатель, сидя за ширмой, так, чтобы его видели дети:
 Ребята, кто у меня в руках? (Колобок). Кто его испёк? (Из-за ширмы показывается бабушка).
Дети: Бабушка. Воспитатель : Кого колобок встретил в лесу? (показывается заяц) Дети: Зайчик.
Воспитатель: А ещё кто? (показывается волк). Дети: Волк. Воспитатель : А ещё кто? (показывается лиса).
Дети: Лиса. Воспитатель: Все хотели съесть Колобка, и он обиделся. Стало плохо ему одному.
Хочется Колобку с кем-нибудь поиграть. (Выходит из-за ширмы).
Давайте слепим большому Колобку друзей - маленьких Колобков.
Будут они потом играть, песни петь, весело им будет вместе! Воспитатель провожает детей за столы.
 Осуществляет показ формообразующих движений. Дети катают колобков между ладонями.
 Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. После лепки : А где же глазки? Ротик? (делает их стекой).
Теперь колобки всё могут видеть и песенку весёлую петь. Я Колобок, колобок! У меня румяный бок!
Обрадовался большой Колобок, что у него так много друзей появилось. Стал прыгать от радости:
"Ура! Ура! Вот мои друзья!" Воспитатель: Ребята давайте покатаем всех колобков на машине.
Сажайте их в машину. У нас был один Колобок, а стало много! Вместе поют песенку:
Машина, машина, идёт, гудит. В машине, в машине Колобок сидит. В машине, в машине едут друзья.
Весело всем! Ура! Ура!
 
Занятия с детьми
Занятие по развитию речи в старшей группе.
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ.
Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль
(с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по
 сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений.
 Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему.
 Развивать восприятие, память, внимание. Воспитывать умение выслушивать друг друга,
не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.
Материал : сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки.
Ход: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам.
 А о ком и о чём будет рассказ, вы скажете сами, как только отгадаете загадки.
У неё косички, Длинные реснички, Юбочка с воланами, Платьице с карманами.
 Кто же это: белочка, Мальчик или девочка? (Девочка). Как догадались?
Пока дети - Каждый в берете. Повзрослели - Шляпы надели. (Грибы).
Почему решили, что грибы? Что за ёлочка такая? Это ёлочка живая. В серенькой одёжке,
Ходит по дорожке. (Ёж). Докажите, что это ёж. Богатырь стоит богат, Угощает всех подряд:
 Ваню - земляникой, Аню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой,
А Васю - хворостинкой. (Лес). Почему решили, что это лес. Докажите. Воспитатель :
Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ? Воспитатель показывает детям первую картинку.
Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку,
разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает). Воспитатель показывает детям вторую картинку.
Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов).
 Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку).
Воспитатель показывает последнюю картинку. Что изображено на последней картинке?
 (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу).
Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ
сразу по всем картинкам от начала до конца., но постарайтесь каждый додумать что могли бы
сказать друг другу герои на прощание и что могло произойти с ними дальше (5-6 рассказов).
Воспитатель : Хорошо, а теперь немного разомнёмся. Вы разделитесь на две команды.
Сегодня будете подбирать слова на тему "Лес". На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку.
Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним какая
команда знает больше слов на тему "Лес". Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение.
С его помощью мы сможем проверить какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно
на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течении 15-20 секунд, картинка убирается).
Теперь вы должны из отдельны частей собрать целую картинку, как это было у художника.
(По окончании выполнения задания дети считают сколько ошибок было у каждой из команд).
В завершении занятия подводится итог.
 
Занятия с детьми Адаптация детей к дошкольному учреждению.
 Введение Вашему вниманию предлагаются две программы, предназначенные для работы с дошкольниками в течение года.
Занятия по первой программе - "Давайте жить дружно!" - проводятся в сентябре октябре.
Основная цель этих занятий - помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Вторая программа - "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" - направлена на эмоциональное развитие детей
и является логическим продолжением первой. Работу по этой программе рекомендуется начинать с ноября,
после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Программы были апробированы
 в разновозрастных группах детского сада, где работа с детьми ведется на основе метода Марии Монтессори -
известного педагога, врача, философа, психолога, методолога. Основной принцип работы по методу
 Монтессори - создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка.
Как только ребенок приходит в наш детский сад, он попадает в необычную обстановку.
Взаимоотношения детей друг с другом и с взрослыми похожи на семейные, благодаря чему развитие детей
принимает естественные формы. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению,
 по своему желанию начинать и заканчивать работу, выбирать место и материалы для нее и т.д.
В каждой группе - 1416 человек в возрасте от 4 до 6 лет, поэтому при составлении программ было особенно важно подобрать упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия (3040 минут) сохранялся интерес и у малышей, и у детей постарше. "Можно сказать, что дети разделяются взрослыми на три типа: 1) дети с проблемами; 2) хорошие (пассивные) дети, которых ставят в пример остальным; 3)дети с выдающимися качествами... Подобная классификация существует веками. Однако эти особенности поведения мгновенно исчезают, стоит только детям заинтересоваться какой либо деятельностью, привлекшей их внимание. Так называемые плохие, хорошие и замечательные качества - все исчезает, и остается просто ребенок", - так писала в своей работе "Разум ребенка" Мария Монтессори. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемые программы строятся на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Опираясь на эту простую схему, Вы сможете сами составить любое развивающее занятие для детей этого возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Часть 1. Вводная Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами. Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: - элементы сказко-терапии с импровизацией; - элементы психо-драмы; - игры на развитие навыков общения; - игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; - рисование, кляксография, пуантилизм. Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка. Поскольку программы предполагают работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: - упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); - дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему); - мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей); - двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию); - чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе. Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Несколько рекомендаций ведущему, начинающему работу по программам: - Если Вы работаете в обычном садике, где дети традиционно сидят за столами, первое занятие можно начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Расскажите ребятам, что ваши занятия будут проходить в определенный день и всегда начинаться с включения спокойной музыки. Лучше использовать специально подобранные серии для детей, например: "Наедине с природой", "Волшебные голоса природы", "Музыка для детей". Пока звучит мелодия, предложите детям аккуратно взять свой стул и поставить его на ковер или в любое отведенное для занятий место. Сесть лучше в форме круга, чтобы все могли видеть друг друга. Расстояние между детьми должно быть такое, чтобы, сидя на своих местах, они могли взяться за руки. - Если Вы не знаете имен детей, встречаетесь с ними впервые, попросите ребят сначала называть свои имена, а потом идти за стульями. - Если дети не знают имен друг друга, Вы можете предложить им: "Давайте станем комментаторами...". И пока каждый ребенок идет за стулом и возвращается, сидящие на месте по очереди комментируют (проговаривают) вслух все его действия, называя этого ребенка по имени. - Вы можете заранее обозначить кружками места детей на ковре или на полу, чтобы в результате получился большой ровный круг, и попросить детей поставить стулья там, где лежат кружочки. Если занятия проходят в отдельном помещении постоянно, то круг можно "нарисовать" на ковре с помощью цветной изо-ленты. Можно вырезать из коврового покрытия специальный круглый ковер, который Вы будете расстилать перед занятием. В этом случае попросите детей разместиться по краю ковра на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы не было "больших окон". И, наконец, Вы можете выложить круг на полу с помощью каната или веревки и попросить детей сесть по линии этого каната. Занятия с маленькими детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим и как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Конечно же, это зависит прежде всего от личных и профессиональных качеств ведущего, в первую очередь от того, насколько он знаком с психологическими особенностями детей данного возраста, может ли он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации. Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этим программам быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны. Если Вам интересно с детьми, а им - с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся! Программы прошли апробацию в 1997-98 учебном году в УВК "Детский сад- начальная школа М.Монтессори" Адаптация детей к дошкольному учреждению. Введение Вашему вниманию предлагаются две программы, предназначенные для работы с дошкольниками в течение года. Занятия по первой программе - "Давайте жить дружно!" - проводятся в сентябре октябре. Основная цель этих занятий - помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Вторая программа - "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" - направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой. Работу по этой программе рекомендуется начинать с ноября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Программы были апробированы в разновозрастных группах детского сада, где работа с детьми ведется на основе метода Марии Монтессори - известного педагога, врача, философа, психолога, методолога. Основной принцип работы по методу Монтессори - создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка. Как только ребенок приходит в наш детский сад, он попадает в необычную обстановку. Взаимоотношения детей друг с другом и с взрослыми похожи на семейные, благодаря чему развитие детей принимает естественные формы. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, по своему желанию начинать и заканчивать работу, выбирать место и материалы для нее и т.д. В каждой группе - 1416 человек в возрасте от 4 до 6 лет, поэтому при составлении программ было особенно важно подобрать упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия (3040 минут) сохранялся интерес и у малышей, и у детей постарше. "Можно сказать, что дети разделяются взрослыми на три типа: 1) дети с проблемами; 2) хорошие (пассивные) дети, которых ставят в пример остальным; 3)дети с выдающимися качествами... Подобная классификация существует веками. Однако эти особенности поведения мгновенно исчезают, стоит только детям заинтересоваться какой либо деятельностью, привлекшей их внимание. Так называемые плохие, хорошие и замечательные качества - все исчезает, и остается просто ребенок", - так писала в своей работе "Разум ребенка" Мария Монтессори. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемые программы строятся на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Опираясь на эту простую схему, Вы сможете сами составить любое развивающее занятие для детей этого возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Часть 1. Вводная Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами. Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: - элементы сказко-терапии с импровизацией; - элементы психодрамы; - игры на развитие навыков общения; - игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; - рисование, кляксография, пуантилизм. Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка. Поскольку программы предполагают работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: - упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); - дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему); - мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей); - двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию); - чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе. Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Несколько рекомендаций ведущему, начинающему работу по программам: - Если Вы работаете в обычном садике, где дети традиционно сидят за столами, первое занятие можно начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Расскажите ребятам, что ваши занятия будут проходить в определенный день и всегда начинаться с включения спокойной музыки. Лучше использовать специально подобранные серии для детей, например: "Наедине с природой", "Волшебные голоса природы", "Музыка для детей". Пока звучит мелодия, предложите детям аккуратно взять свой стул и поставить его на ковер или в любое отведенное для занятий место. Сесть лучше в форме круга, чтобы все могли видеть друг друга. Расстояние между детьми должно быть такое, чтобы, сидя на своих местах, они могли взяться за руки. - Если Вы не знаете имен детей, встречаетесь с ними впервые, попросите ребят сначала называть свои имена, а потом идти за стульями. - Если дети не знают имен друг друга, Вы можете предложить им: "Давайте станем комментаторами...". И пока каждый ребенок идет за стулом и возвращается, сидящие на месте по очереди комментируют (проговаривают) вслух все его действия, называя этого ребенка по имени. - Вы можете заранее обозначить кружками места детей на ковре или на полу, чтобы в результате получился большой ровный круг, и попросить детей поставить стулья там, где лежат кружочки. Если занятия проходят в отдельном помещении постоянно, то круг можно "нарисовать" на ковре с помощью цветной изоленты. Можно вырезать из коврового покрытия специальный круглый ковер, который Вы будете расстилать перед занятием. В этом случае попросите детей разместиться по кр
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • uCoz.ru
    Конструктор сайтов   uCoz